Невероятно, но пиво появилось в далёкие времена одновременно с появлением колеса. Археологи утверждают, что пиво было известно в древнем Вавилоне, то есть уже 8 000 лет назад. По другой версии, возраст пива – 9 000 лет.
Она основана на находке рецепта пива, высеченного в камне в междуречье Тигра и Ефрата древними шумерами. В то время технологии варения ещё не было, и готовился напиток путём растирания ячменя и спельты (предок пшеницы). Злаки заливали водой, добавляли душистые травки и получали через несколько дней напиток, своим вкусом напоминавший современное пиво. Пили его через тростниковую соломинку, так что, можно сказать, пиво - это предок коктейля. Едва у человечества появилась письменность, одним из первых слов, написанных клинописью было «пиво».
Постепенно появились необходимые ёмкости для приготовления сусла, ёмкости для зерна и предварительной подготовки ингредиентов и другие необходимые элементы пивного дела. В Месопотамии пиво уже варили на продажу. Археологи нашли на территории современного Ирака глиняные дощечки, на которых были изображены два человека за работой у пивоваренного чана. Возраст дощечек – 6 000 лет. Тысячей лет позже на шумерских дощечках появляется подробный, пошаговый рецепт приготовления пива. Тогда же найдены дощечки с поговоркой «не пить пива – не знать радости». Хмеля в те времена ещё не знали, а если и знали, то не применяли в пивоварении, отсюда можно сделать вывод, что пиво в то время было сладковатым, без знакомой хмелевой горечи во вкусе.
Варили пиво поначалу женщины. Это было отмечено рисунками и другими документами древности. Но вскоре популярность напитка стала расти, и он неизбежно стал предметом торговли, которая традиционна была в мужских руках. Так и пивоварение перекочевало в сильные мужские руки. Пиво приобрело горечь и крепость за счёт хмеля, а торговля напитком приносила значительную прибыль.
Многочисленные археологические исследования подарили современному миру знания о том, как обращались с пивом древние жители Персии. В домах зажиточных горожан или просто богатых жителей под полом в земле врывалась большая ёмкость, которая накрывалась глиняной крышкой с дырочкой посередине. Предположительно, пиво пили через это отверстие с помощью тростинок или вычерпывали. Дома персиян делились на женскую и мужскую части. В мужской комнате во многих домах в полу был такой сосуд. Вероятно, мужчины собирались за беседой или по иным поводам и пили пиво, не вставая с места, просто окунув тростинку в сосуд.
Французские исследователи в начале 20 века на территории современного Ирака нашли исписанную клинописью двухметровую колонну из черно-зелёного диорита. На ней, кроме прочих текстов, было и наставление вавилонского царя Хаммурапи, как готовить и пить пиво. Датирована находка 1700 годом до н.э. В документе есть пункт о максимально допустимой цене на пиво, а это уже аналог современных антимонопольных политик: "Если трактирщица поднимет цену за пиво слишком высоко по сравнению с ценой зерна и это будет доказано, тогда следует бросить её в воду". Был там пункт и о поддельном пиве, особенно жёстко карались производители фальшивок, которых нужно было спаивать до смерти их же фальшивым пивом. Кроме технических вопросов была и цензура – за политические разговоры в пивных посетители могли лишиться жизни. Интересны также рекомендации царя относительно лекарств – их либо растворяли, либо запивали пивом.
В последующие века пиво распространилась и в других государствах. Древние египтяне пиво покупали сначала в Вавилоне, но такая торговля нехорошо сказывалась на качестве напитка – ведь перевозили ёмкости с пивом на верблюдах по жаре, отчего пиво теряло всю прелесть. Те египтяне, кто пробовал пиво в самом Вавилоне, постарались узнать секрет пивоварения, а впоследствии освоили его производство. Вскоре египтяне научились делать ячменный солод, а чуть позже и пшеничный. Именно пшеничное пиво в Египте получалось лучше всего. А ещё в древнем Египте варили пиво с мандрагорой, шафраном, анисом и другими пряностями. Пиво было сладковатым и крепким. Самые древние из египетских рецептов приготовления пива относят к 3500 году до н.э. Не оставляли без внимания и пивную гущу, которая использовалась в качестве припарок при лечебных процедурах.
Даже в тедалёкие времена была актуальна проблема чрезмерного употребления пива. В 1250 году до н.э. Рамзэс II намерился ограничить питие пива, выступив примером для подражания, предпочитая больше вино, чем хмельной напиток. Закрывались лавки, запретили всякую торговлю пивом (кстати, арабы, пришедшие в страну в 8 веке н.э. продолжили гонение на пиво, но уже запрещали вообще любое производство алкоголя). Но никакие ограничения не могли повлиять на любовь народа к пиву, который продолжал тайно готовить и пить хмельной напиток. Пивовары в Египте были уважаемыми людьми, а их фигурки клали даже в могилы знати. Неудачную попытку Рамзеса запретить пиво в Египте исправила более дальновидная Клеопатра. Она обложила производство пива налогом, что дало казне огромную прибыль, а власти – способ контроля над этим бизнесом. Все эти сведения говорят об одном – пиво уже прочно вошло в обычную жизнь жителей многих стран ещё до рождения Христа и по времени возникновения в современном виде может соперничать с вином.
Путь пива в Европу был тернист – с одной стороны через Эфиопию и Персию (совр. Иран) в царство Урарту (нын. Армения), где уже в 9-7 веках до н.э. варили тёмное и крепкое пиво, дальше на север и запад, через славянские земли в западную Европу. С другой стороны – морем через Рим или Испанию. Первыми европейскими народами, варившими пиво, были фракийцы, фригийцы и скифы. Варили пиво из раздроблённого ячменя, риса, овса и проса. В Галлии в 1 веке н.э. варили напиток, подобный пиву, называвшийся «корма». В той или иной форме он ещё сохранился во Франции, Бельгии и Англии (как и древнее кельтское пиво). В Ирландии варили пиво примерно с этих же времён. Во всяком случае, свидетельства римлян, посещавших эти земли, повествует нам о том, что уже в 1 веке ирландцы пили сбраживаемый напиток из ячменного солода, всевозможных трав и вереска, как заменителя хмеля.
Просвящённые греки, как и римляне, конечно, знали пиво, но предпочитали ему вино, считая хмелевой напиток варварским. Публий Корнелий Тацит (117-58 г. до н.э.), автор «Трактата о германцах» писал о пиве, как о напитке варварских северных племён. Особенно Тацит подчеркивал большую любовь германцев к пиву и его чрезвычайную распространенность среди жителей северной Европы. Предположительно, к германцам пиво попало от финикийцев. Во всяком случае, находки археологов говорят о том, что германцы использовали пивные кувшины, идентичные финикийским, возраст которых 5000 лет. Возможно, это не говорит о том, что пивоварение было в ходу, но хотя бы подтверждает то, что древние народы Европы знали о существовании пива. Каким образом финикийское пиво попало к германцам, науке не совсем ясно, но исследования показывают, что именно из Германии пиво стало распространяться сначала в Англию, затем в Скандинавию, а затем по всей Европе и миру. Именно немецкая пивная экспансия дала повод называть Германию родиной пива, да и само слово пиво имеет древнегерманские корни. (Peor или bior, которое трансформировалось в современное немецкое bier или английское beer.) Возможно, слова, обозначающие пиво, имели латинские корни – biber (лат. «напиток»). Другие названия пива ещё древнее и не пересекаются с латынью: древнегерманское Alu, Alo, Ealo, скандинавское Єl, английский (или вернее сказать, ирландский, а ещё ранее - кельтский) Ale. Ну и старинный славянский напиток оль, который многие считают русской версией знаменитого эля, а на самом деле это скорее родственник, чем предок пива, т.к. готовился эль по своеобразным рецептам и имел в те времена некое ритуальное предназначение.
Так или иначе, каждый народ и жители всех стран в отдельности и вместе вносили свои изменения в рецептуру приготовления пива, выкристаллизовывая рецепт того прохладного и освежающего напитка, который мы знаем сегодня. Пиво древних, вплоть до позднего средневековья (до 15-16 веков), было сладковатым, не совсем приятным на вкус, с трудноуправляемым процессом брожения и различным сырьём. Не было каких-то определённых сортов, с гарантированно стандартным, специфичным именно этому виду пива вкусом. Каждая партия получалась со своим вкусом, который зависел от множества факторов, поэтому пиво было разным не только в каждой деревушке, а даже в одной и той же пивоварне в разные дни! Дрожжи использовали, но различное сырьё или условия производства каждый раз давали разный результат, иногда и вовсе пиво не получалось. Кроме стандартных ингредиентов, в пиво замешивались разнообразные приправы: коренья, листья ясеня, дубовая кора, анис,можжевельник, тмин, мирт, лавровый лист, а также ягоды, травы и другие добавки. Хмель заменялся вереском. Вся эта добавочная часть называлась Grut и пиво, которое делалось с добавлением вереска и множества других приправ – Grut-Bier. Такое пиво делали в Германии до 15 века, а потом словом грут обозначали любую смесь приправ в приготовлении пива.
Настоящую революцию в пивоварении произвёл хмель. Поначалу, используемый слабо и забываемый на века, этот важный пивной компонент только изредка появлялся то у одних, то у других древних народов. В Европе хмеля не знали, и он туда попал гораздо позднее, но зато когда пришёл, то покорил всех своими свойствами, и вскоре все европейские пивовары перешли на варение пива с хмелем. Есть версия, что хмель попал в западную Европу из Древней Руси, где его уже знали в 9 веке. Приблизительно с 12 века были первые попытки использования этого продукта в пивоварении, а с 15 века он настолько прочно вошёл в технологию пивного производства, что стал одним из ценнейших и самых дорогих продуктов. Хмелем можно было расплатиться, им выплачивали налоги и даже оплачивали товары, находясь в любой точке Европы. По сути, хмель был единой европейской валютой средневековья, исключая консервативную Англию, где до 15 века хмель был вовсе запрещён.
В пивоварении того времени многое зависело от случая и удачи. При добавлении некоторых трав не учитывался возможный эффект от смешивания с хмелем, и нередки были случаи или отравления, или видений, галлюцинаций и бредового состояния у любителей выпить. Тогда же практиковалось сожжение «пивных ведьм», которые, якобы, портили пиво, вызывая видения или смерть. Несовершенство технологий порождало нелепые суеверия и страхи. По этой причине некоторые европейские монастыри брали пивоварение в свои руки, получая немалый доход с продаж «проверенного» пива, сваренного в святом месте. Монахи подходили к любому делу старательно, изучая технологии и пробуя партии пива. Постепенно за монастырями закрепилась хорошая репутация, странствующие монахи переносили рецепты из монастыря в монастырь. Вскоре вся Европа снабжалась пивом из монастырей, которые получили официальное разрешение варить и продавать пиво.
Со временем мелкие ремесленники и лавочники поняли, что в одиночку они не могут конкурировать с могущественными монастырями, и стали объединяться в гильдии, чтобы вместе заниматься непростым производством, которое постоянно совершенствовалось. Так возникли гильдии в Ческе-Будеёвице (нынешняя Чехия), в Пльзене, потом в Германии и постепенно в других соседних странах. Гильдия в Ческе-Будеёвице снабжала пивом резиденцию богемских королей, оттуда и пошёл знаменитый слоган «пиво королей». К концу 15 века только в одном Гамбурге было около 600 пивоварен! Германское пиво шло на экспорт в средиземноморские страны (которые оценили вкус повзрослевшего напитка), в Россию – особенно, в Новгород и Псков.
Самым главным документом, сделавшим из кустарного производства с небезопасными для здоровья последствиями подлинное искусство производства душистого хмелевого напитка стал баварский закон 1516 года о строгой рецептуре пива. Этот документ, прозванный «заповедью чистоты» (Reinheitsgebot) гласил о том, что пиво можно варить только из ячменя (ячменного солода), хмеля и родниковой воды. Пункта о дрожжах тогда не было, т.к. этот компонент был недостаточно проверен и изучен, чтобы чётко расписать и оценить его действие в пивоварении. Этот закон предполагал жесткое наказание всякого, кто разбавлял, подделывал или готовил пенный напиток из неправильных компонентов. Ослушавшихся штрафовали, а многократно пойманных – утапливали в собственном вареве. Закон Reinheitsgebot существует и в современной Германии, являя собой образец немецкой тщательности. Это самый старый законодательный акт, действующий такое продолжительное время и защищающий интересы покупателей пива (и потребителей вообще). Со временем и остальные производители пива пришли к тем же трём составляющим хорошего пива. Это сочетание ячменного солода, хмеля и хорошей воды используется старейшими марками и по сей день, позволяя производить первоклассное светлое пиво.
Так бы и пили пиво в пабах, кабаках и пивных, если бы не изобретение Луи Пастера. Ведь именно оно сделало возможным давнюю мечту всех пивоваров – разлить пиво в бутылки и пить любимый напиток там, где пожелается. Только представьте себе – до середины 19 века этого нельзябыло сделать – всякое пиво наливалось из бочки в кружку в пивной и там же и выпивалось. Это непременно посещение пивного заведения отчасти сдерживало повсеместное распространение пива, т.к. не всякому нравилась обстановка или атмосфера, царящая в пивных заведениях. Пастер позволил людям пить пиво там, где им больше нравится. Эффект состоял в фиксировании процесса брожения путём разового нагревания напитка до 60-70°С в течение 15-30 минут, после чего пиво разливалось по бутылкам, запечатывалось и могло храниться в холодном месте несколько дней. Это открыло широчайшие горизонты для торговли, а жители Европы получили возможность пробовать любимый напиток, привезённый из других стран. Тот же Пастер, являясь микробиологом, открыл дрожжевые грибки – одноклеточные организмы, которые отвечают за брожение напитка. В 1881 году датчанин Хансен получил чистую культуру дрожжей, что сделало очередной переворот в технологии пивоварения, сделав процесс управляемым, а масштабы производства – промышленными.
Есть несколько абсолютных правил, определяющих качество пива. Одним из них можно считать пену. Необязательно пена должна быть густой или высокой, т.к. это зависит от того, как налить пиво, однако, абсолютно точно – пена должна быть стойкой. Пена – всего лишь один из внешних признаков, главный показатель – всё-таки вкус. Только вкус правильно охлаждённого (8-10°С) пива может сказать о напитке всё или почти всё.
По способу брожения современное пиво можно разделить на 2 основных вида: эль и лагер. Эль сбраживается при температуре 15-25°C с дрожжами верхового брожения. Эль часто имеет фруктовые оттенки вкуса и высокую крепость. Лагер - более распостранённый вид пива - сбраживается с помощью дрожжей низового брожения и при температуре 5-15°С, после чего пиво долго выдерживается при нулевой температуре, насыщаясь попутно углекислотой и осветляясь.
Кроме лагера и эля, существует бельгийская разновидность пива – ламбик. В этом сорте пиво сбраживается самостоятельно без использования дополнительных дрожжевых культур. Также набирает популярность пшеничное пиво, как один из древнейших видов пива, варившийся ещё древними египтянами. Отличительной особенностью современного пшеничного пива может считаться дображивание напитка в самой бутылке, отчего пшеничное пиво чаще всего выпускается нефильтрованым.
Отдельно стоит упомянуть тёмное пиво. В производстве тёмных сортов пива используется обжаренный солод, или так называемый карамельный солод. Кроме него, бывают ещё: мюнхенский, венский, шоколадный и жжёный. По типу брожения тёмное пиво может быть как элем, так и лагером. Самым известным производителем тёмного пива можно считать ирландский завод Гиннесс. Именно сорта Гиннесса принесли тёмному пиву всемирную славу ещё в 19 веке. Есть несколько видов тёмного пива, родиной половины которых является Ирландия. Портер – очень тёмное пиво, приготавливаемое с использованием тёмного солода и жжёного сахара. Крепость такого пива от 5 до 9,5%, а некоторые сорта достигают более 10%. Портер - относительно молодое пиво, варить его стали в Англии в 18 веке. Название говорящее – его пили рабочие, докеры, портеры, т.е. носильщики. Это был настоящий напиток рабочего класса Лондона.
Стаут – один из темнейших (если не самый) сортов пива, темнее портера. Варился он знаменитыми пивоварами Дублина с 1820 года. В рецепте было три вида тёмного солода: жжёный, карамельный и жареный ячменный. Стаут может быть настолько тёмным, что даже не пропускает свет, кроме того, стаут плотнее портера и иногда крепче.
Альтбир варят в нижнем течении Рейна, близ Дюссельдорфа. Оно светлее портера, имеет красивый коричневатый оттенок. Это пиво верхового брожения.
Совсем экзотичными выглядят сорта пива, приготовленного из ржи, риса или кукурузы. Эти сорта, становящиеся популярными в разных точках нашей планеты, европейцами не признаются. Сложно назвать пивом и безалкогольное пиво. Оно пользуется популярностью у автомобилистов, которые полагают, что алкоголя в нём нет. Полностью избавиться от алкоголя в таком пиве не удаётся, и те, кто, поверив рекламным лозунгам некоторых производителей, выпивает несколько банок такого пива, рискует быть оштрафованным за вождение в нетрезвом виде. Содержание алкоголя в «безалкогольном пиве» колеблется от 0,2 до 1%.
Комментариев нет:
Отправить комментарий